ПСИХОЛОГИЯ МЕТКОГО ВЫСТРЕЛА и методика обучения "технике" стрельбы из пистолета. Деятельность стрелка состоит из двух основных компонентов:
действия прицеливания (перцептивного), действия спуска курка, т.е. самого выстрела (действия двигательного). Первый компонент - это ориентировочная часть деятельности, а второй - исполнительная. Стало быть, наличие правильной ориентировки - точного прицеливания - гарантирует и правильное исполнительное действие - меткий выстрел. Поэтому разработчики методики (психолог Б.Ц. Бадмаев (См.: Б.Бадмаев. Психология меткого выстрела // Военный вестник, 1977, № 9) и мастер спорта по стрельбе офицер Е.А. Жарковский основное внимание уделили психологическому анализу акта прицеливания, чтобы понять типичные ошибки и создать полную ориентировочную основу для действий (ООД) начинающего стрелка (или для исправления ошибок неумелых "опытных" стрелков), ибо собственно, выстрел как действие двигательное, физическое - целиком зависит от действия перцептивного - правильной переработки зрительной информации и ее координации с мышечными ощущениями. Исходя из такого подхода к психологической структуре деятельности стрелка, можно понять, почему не каждому удается стать мастером своего дела. ГЛАВНАЯ ТРУДНОСТЬ СТРЕЛКА, как начинающего, так и "опытного" (не раз стрелявшего, но стреляющего плохо), состоит в невозможности унять волнение, связанное с дрожанием руки при прицеливании и неуверенностью в положительном результате выстрела. В этом многие видят причину плохой стрельбы. Армейский опыт огневой подготовки офицеров и прапорщиков, для которых стрельба из пистолета является делом профессиональным, однозначно говорит о практической непреодолимости волнения при стрельбе. Этим обстоятельством обычно объясняют наличие у некоторых профессиональных военных, пусть не столь многочисленных, "огневой немощи", как называют на военном сленге неумение метко стрелять. Она отмечается у них практически на протяжении всей службы. Так же обстоит дело и в правоохранительных органах, так как многие не умеют метко стрелять в любых условиях. Решение проблемы обычно ищут в увеличении числа тренировок без боеприпасов, в регулярном проведении стрельб. Но по каким-то причинам, не всегда понятным начальникам, заметного успеха в преодолении "огневой немощи" у этих лиц не наблюдается. Наш анализ деятельности стрелка показал, что есть сугубо психологическая причина непопадания в мишень при самом старательном прицеливании. Она скрывается в неверной трактовке (непонимании, ложном понимании стрелком) требования прицеливания под "яблочко". Стрелок понимает данное требование посвоему: раз нужно прицеливаться под "яблочко", значит нельзя упускать того момента, когда с трудом удерживаемая ровная мушка (линия прицеливания) "остановится" в этой точке под "яблочком". Поскольку подобная "остановка" длится лишь мгновение, равное долям секунды, то спешный спуск курка обязательно приводит к рывку, дерганью, к "клевку", и вследствие этого - к отклонению от линии прицеливания вниз и полету пули ниже "яблочка" и даже ниже обреза мишени. И в результате - промах. Психологический эффект промаха - досада, что "опять дернул" и в следующий раз стрелок еще более напрягается, чтобы этого не допустить. От такого "перестарания" мышечное напряжение еще более возрастает, усиливается дрожь в руке и волнение, увеличивается амплитуда колебания линии прицеливания, все труднее становится уловить этот заветный миг ее "остановки" под "яблочком". И дальнейшее понятно: человек постепенно укрепляется во мнении, что он никогда, видимо, не научится хорошо стрелять. И тренировки ему не помогают, так как он все равно хочет научиться "поймать миг удачи" - совмещение ровной мушки с точкой прицеливания под "яблочком", чтобы тут же выпустить туда пулю. Результат обычно тот же. Таким образом, главная психологическая причина промаха при стрельбе из пистолета - неверное представление стрелка о технике прицеливания и производстве выстрела как о необходимости немедленного (рывком!) спуска курка в тот короткий миг, когда ему кажется, что он поймал "нужный момент". Рывок - клевок - отклонение линии прицеливания вниз - полет пули ниже цели или вправо-влево от нее. Вот таковы психологическая структура действия неумелого стрелка и ее результат - промах. Есть, конечно, у новичков и другие причины промаха, но они достаточно банальны и случайны - забыл держать ровную мушку, испугался звука выстрела соседа на огневом рубеже, боялся собственного выстрела, просто сильно волновался и был напряжен, опасался резкой отдачи оружия и т.д. Здесь мы разбираем типичную и присущую всем неумелым стрелкам и необязательно новичкам причину "огневой немощи". Психологический подход к анализу причин плохой стрельбы позволил сделать вывод о необходимости создания ориентировочной основы правильного действия (ООД) стрелка для достижения безошибочного попадания в цель. Иначе говоря, недостаточно, малополезно ориентировать стрелка лишь общими словами: "не дергать", "спускать курок плавно", "не напрягать мышцы руки", "не бояться выстрела", "прицеливаться под "яблочко"" (или: "прицеливаться в центр мишени" - для пистолета центрального боя), "не ожидать выстрела" (он, как известно, должен быть в идеале неожиданным для стрелка, осознаваемым уже постфактум). Все указанные, вполне правильные сентенции обычно не помогают, если стрелок продолжает думать по-своему, что успех зависит от удачного совпадения спуска курка с моментом совмещения линии прицеливания с точкой под "яблочком". Раз общие правильные слова-указания не помогают, значит, стрелку нужна другая, более точная, а значит, более правильная ориентировка. В предлагаемой методике ускоренного обучения меткому выстрелу из пистолета данное обстоятельство учтено.